Теоретико-исторические правовые науки в системе современного юридического знания: монография / отв. ред. Т. Ф. Ящук, 2024. 192 с.

В монографии дано системное представление о теоретико-исторических правовых науках. Взятые в совокупности, они отличаются от других групп юридических наук. Выявлено и проанализировано своеобразие каждой науки, входящей в изучаемую совокупность. Уделено особое внимание теории государства и права как фундаментальной юридической науке. Охарактеризовано развитие и современное состояние истории государства и права России, истории государства и права зарубежных стран, истории политических и правовых учений. В группу теоретико-исторических наук включены и рассмотрены философия права и социология права.

Опт. цена: 1056 р.      812232.01.01

Содержание

Введение     6

Глава 1. Теория государства и права     10

§ 1. Объект и предмет теории государства и права  как юридической науки     10

§ 2. Правовые понятия и категории общей теории права:  их методологическое значение, различие и виды       33

§ 3. Правопонимание: вопросы типологии     53

Глава 2. Историко-правовые юридические науки     97

§ 1. История государства и права России     97

§ 2. История государства и права зарубежных стран     115

§ 3. История политических и правовых учений     132

Глава 3. Философия и социология права     149

§ 1. Философия права — методологическая наука     149

§ 2. Социология права     172

Заключение     190


Предисловие

Правовая реальность, равно как и изучающая ее наука, является сложным многоаспектным динамичным явлением, что ставит перед научным сообществом задачи периодической верификации накопленных знаний, выявления, обобщения и актуализации пробелов и противоречий. Теоретико-исторические правовые науки занимают в системе юридического знания особое место: формируя принципиальные положения юридической парадигмы, они оказывают влияние на развитие отраслевых юридических наук, во многом определяют состояние современной юриспруденции.
Подготовка данной книги была обусловлена не только динамикой теоретико-исторических наук, но и рядом сложившихся институциональных обстоятельств, связанных с регламентацией научной и образовательной деятельности. Утвержденная 24 февраля 2021 г. Минобрнауки России номенклатура научных специальностей, существенно сократившая путем объединения перечень специальностей в группе «Право», закрепила новое название «Теоретико-исторические правовые науки» вместо использовавшегося ранее «Теория и история права и государства; история учений о праве и государстве», что логически предполагает расширение тематики возможных диссертаций, в том числе за счет исследований, посвященных науковедческим аспектам. Существенную поддержку развитию философии права оказало присутствие данной учебной дисциплины в качестве обязательной в федеральных государственных образовательных стандартах (ФГОС) магистратуры по юриспруденции, которые действовали с 2010 по 2022 г. Переход на новый ФГОС, делегировавший право на составление образовательных программ самим вузам или научным организациям, занимающимся их реализацией, вызывает опасение о перспективах другой учебной дисциплины — «Истории политических и правовых учений». Заметим, что специалитет, который в настоящее время рассматривается как наиболее перспективный уровень высшего образования, применительно к юриспруденции возможен только в профессионально ориентированном формате «Судебная и прокурорская деятельность», «Судебная экспертиза» и др., т. е. существенно отличается от применявшейся ранее подготовки дипломированных юристов по специальности «Юриспруденция», а еще раньше — «Правоведение».
Представляется, что обоснование авторами идеи о ценности теоретико-исторического знания, его значимости в формировании профессионального правового знания и правовой культуры будет способствовать сохранению и развитию теоретико-исторической науки в качестве образовательного компонента в обучении юристов.
Авторы монографии известны своими публикациями по ключевым вопросам теории и истории государства и права. Получили освещение в их работах и науковедческие проблемы. Отметим, что самостоятельный научный интерес представляет оценка объема юридического знания, объединяемого теоретико-историческими правовыми науками, и его дифференциация по отдельным научным дисциплинам. Исходя из близости предметных областей, авторы посчитали возможным предложить перечень таких дисциплин, включив в него «Теорию государства и права», «Историю государства и права России», «Историю государства и права зарубежных стран», «Историю политических и правовых учений», «Философию права», «Социологию права». Учитывая объективное разнообразие тематики и уважая авторские позиции, создатели монографии не ставили задачу при изложении материала строго придерживаться принципов единообразия и унификации. Однако соблюдалось общее требование о приоритетном рассмотрении вопросов об объекте, предмете, категориальном аппарате, методологии, эволюции и современном состоянии отдельных наук — все это, взятое в совокупности, отражает их место и значение в отечественной юриспруденции.
Общая цель теоретико-исторических наук состоит в познании онтологической сущности государства и права, которые рассматриваются в неразрывном единстве. Поэтому непродуктивными, как показано в монографии, представляются попытки предложить самостоятельную теорию права или историю права, хотя признается, что в советский период состоялась этатизация теоретико-исторических правовых наук. Авторы старались преодолеть утвердившуюся в определении предмета отдельных наук (теории государства и права, истории государства и права) формулировку о выявлении закономерностей возникновения, развития и функционирования государства и права, справедливо полагая, что предмет теоретико-исторических наук состоит в познании самой сущности этих социальных явлений. Необходимо отметить разное отношение к вопросам об объекте и предмете науки, наблюдаемое в разных научных дисциплинах. Если в теории государства и права данная тематика постоянно находится в актуальном исследовательском поле, дебатируется, исходя из разных вариантов правопонимания, то в истории государства и права изучение объекта и предмета науки не обозначилось как самостоятельное научное направление. Заметные, но незавершенные дискуссии историков права относятся к советскому периоду.
Отдельную проблему представляет рассмотрение понятийно-категориального аппарата, которым пользуются теоретико-исторические правовые науки. Необходимо указать, что юридическая терминология во многом является продуктом теоретических изысканий, здесь же получает апробацию и перспективы транзита в отраслевые науки.
С точки зрения научного и социального запроса и требований научной рациональности установление и уточнение роли правовых понятий и категорий выступает важной частью как методологии осуществления правовых исследований, так и влияния традиции лингвистического поворота. Поддерживая вариативность исследовательских подходов как необходимое условие развития науки, авторы выступают за построение объективно необходимой, логически непротиворечивой системы понятий, отмечают наблюдаемую в современной юриспруденции тенденцию к избыточности терминологии.
Разрешение принципиальных проблем теоретико-исторических наук во многом зависит от типа правопонимания и методологических оснований в познании государства и права. В монографии выделены противоречия между классическими и неклассическими типами правопонимания, проанализированы попытки их преодоления посредством интегративного подхода. Высоко оценен методологический потенциал философии права, который позволяет перейти на уровень абстрактных обобщений. Методология философии права сближается со структурой научного познания, которая объединяет теорию, понятия и категории.
Проверка эффективности научного инструментария осуществляется в процессе правоприменительной практики. Социология права позволяет установить соотношение между целью и содержанием, заложенными в формальное предписание, и состоявшимся юридическим фактом.
Историко-правовой компонент в современном юридическом знании институционализирован в паспорте научной специальности и трех учебных дисциплинах, присутствующих в программах подготовки юристов. Показано, что они прошли сложный процесс генезиса и трансформации, оценено их современное состояние и перспективы последующей эволюции. Особо выделена специфичная для этой группы наук проблема периодизации истории государства и права: установления хронологических границ, выработки и применения критериев для выделения отдельных периодов, подбора адекватных наименований для обозначения и др. В качестве наиболее приемлемого предлагается использовать критерий формы государства. В познании истории государства и права отмечены гносеологические ограничения, вызванные длительным доминированием европоцентристского подхода, преодоление которого видится в широком применении цивилизационного подхода. Смена парадигмы позволит рассматривать государственно-правовые явления как уникальный результат сложного взаимодействия различных факторов природного и социального характера. Историко-правовые науки обладают огромным прогностическим потенциалом, который остается недостаточно востребованным.
При подготовке монографии использован значительный объем научной литературы, отражающий современный уровень постановки и осмысления наиболее важных проблем теоретико-правовой науки, их презентации в рамках отдельных исследовательских направлений. В связи с этим книга окажется весьма полезной для молодых начинающих исследователей, задающей для них некоторый ориентир в предстоящем научном поиске.